Одним из важных атрибутов каждого автомобиля, независимо от года выпуска и производителя, является световое оборудование или автомобильные лампы. Световые приборы всегда должны быть исправными, они обеспечивают безопасное движение в ночное время суток или при неблагоприятных погодных условиях. Для эффективной работы осветительных приборов в машине, важно выбирать качественные типы автомобильных ламп, максимально подходящие по назначению и типу цоколя лампы.
Содержание
Принцип выбора автомобильных ламп
Выбирая подходящий тип автомобильных ламп, необходимо отталкиваться от оригинальных характеристик «стального коня», заложенных заводом изготовителем:
- Маркировка цоколя;
- Посадочный диаметр;
- Номинальная мощность.
Цвет света лампы напрямую зависит от условий использования оборудования. Первоначально требуется знать технические показатели автомобиля, а также дату производства и объём «движка». На сегодняшний день большое распространение получили следующие липы автоламп:
- галогеновые лампы;
- лампы накаливания;
- ксеноновые лампы;
- светодиодные автомобильные лампочки.
Среди представленных ламп на современном автомобильном рынке, светодиодные пользуются большим спросом, так как более долговечные и мощные, но наряду с этим экономные в потреблении энергии. Часть выпускаемых автоламп – многофункциональны, могут выполнять роль габаритных огней или стоп-сигналов и то и другое вместе. Для этого современные производитель устанавливают в комплектацию одновременно две спирали.
Маркировка автомобильных лампочек
Использование автоламп по типу цоколя:
- H1, H3, H8, H9, H10 — автомобильные лампы, которые монтируются в фары противотуманного назначения;
- H4, H7, H13 – автомобильные лампы, выбор для фар ближнего/дальнего света;
- HB1, HB3, HB4 – автолампы, которые монтируются в фары головного света;
- t3, t4.2, t4.7. — автомобильные лампочки, предназначенные для установки в салон, также используются для тумблеров, выключателей, приборной панели;
- T5, T10, 1156-P21W, 1157-P21/5W – автолампы для стоп-сигналов или задних противотуманных фар;
- H16-PSX24W, P13W – модели, подходящие для дневных ходовых огней;
- D1, D2 – современные лампы, аналог ксеноновых моделей.
Вся маркировка относится к типу цоколя, т.е. к специально разработанному элементу крепления лампочек, и контактов, служащих для передачи питания к осветительному прибору. Цоколь поддерживает герметичность колбы лампы, у каждого типа есть своя маркировка:
- «А» — стандартная автолампа;
- «АМН» — автолампа типа «мини»;
- «АС» — софитная автомобильная лампа;
- «АКГ» — кварцевая галогенная автолампа;
- «Т» — лампа для автомобиля с миниатюрным цоколем;
- «R» — оптическая автолампа с цоколем из металла;
- «R2» — автолампа со специальной колбой (диаметр более 40 мм);
- «P» — автомобильная лампа с цоколем — 15 мм и колбой до 26,5 мм;
- «SV(C)» — софитная модель лампы с цоколями с обоих концов, используется для подсветки автомобильных номеров;
- «BA» — стандартная лампа с параллельным расположением штифтов;
- «BAY» — стандартная лампа, с 1-м удаленным штифтом по высоте;
- «BAZ» — стандартная лампа, одним штифтом, смещённым по высоте и радиусу;
- «W» — стеклянный цоколь.
Хорошо зарекомендовали себя автомобильные лампы osram и лампы philips
Типы автомобильных осветительных приборов
Лампы накаливания
Лампочка накаливания, которую все мы привыкли видеть, представляет собой сферическую стеклянную конструкцию, внутри которой нет воздуха, вмонтирована вольфрамовая проволока, излучающая световой поток. Принцип работы основан на том, что электроны нагревают вольфрамовую проволоку, создавая излучение (электромагнитное, тепловое, световое). Полезное действие классической лампочки накаливания варьируется 6–8%, исходя из показателей максимально температуры накаливания и интенсивности использования. Лампа излучает теплый, желтый свет с температурой вольфранити 2000 С0. За счет оседания частиц вольфрама, лампы накаливания достаточно быстро перегорают и имеют свойство затуманиваться. Классические световые приборы изготавливают с маркировкой R2.
Галогенные автолампы
Галогеновые лампы стали отличной заменой классическим лампам, избавив автомобилистов от множества неудобств и хлопот. Так, галогенные автолампы производят с улучшенными конструкциями колбы и укороченной длиной нити. По форме галогенная лампа стала больше похожа на цилиндр с наполненным инертным газом и примесями паров йода, брома и т.д. Галогеновые лампы имеют инновационный уникальный состав внутреннего содержания, что позволяет им самоочищаться. Стеклянная поверхность имеет высокую пропускную способность света, так автомобильные лампы более практичные и удобные в использовании. Галогенная лампа не должна быть залапана, оставленные отпечатки мешают равномерному распределению светового потока. Галогенная лампа имеет напряжение 12В.
Ксеноновые лампы
Ксеноновые лампы еще называют газоразрядными, за счет особенностей конструкции. Использование газоразрядных ламп стало последней тенденцией в современном автомобилестроении. Ксеноновые лампы имеют уникальные особенности работы: колба, накачанная ксеноном, получает разряд, нагнетающий дугу электронов, тем самым создается свет. Ксеноновая лампа h4 излучает теплый, синий свет с температурой 8000К, такие лампы очень приятны для зрения. К преимуществам использования ксеноновых ламп в автомобилестроении стоит отнести высокую эффективность, долгий срок службы, надежность работы. Это обеспечивается отсутствием нити накаливания, которая трескается или ломается. Ксеноновые лампы разжигаются быстрее стандартных моделей и создают далёкий и чистый свет. Ксеноновые лампы невозможно изготовить кустарным методом, только в заводских условиях, что значительно снижает шансы купить неоригинальную, кустарную продукцию.
К недостаткам применения газоразрядных автоламп можно выделить необходимость использования оборудования для разжигания до 20000 вольт.
Биксеноновое оборудование
Немалой популярностью пользуются биксеноновые лампы для автомобилей.
Так что такое биксенон, чем он отличается от ксенона.
В машинах для получения ближнего и дальнего света, как правило, применяются две различные по мощности лампы — Накаливания, галогеновые,ксеноновые или другие. Так вот биксенон заменяет сразу их две, поскольку имеет возможность в своей конструкции даже при нераздельной оптике менять направление света, т.е. осуществлять переключение последнего – с дальнего на ближний и наоборот.
При малом или тусклом освещении авто стоит обратить внимание на предложения современного рынка – лампочки, в основе которых биксенон. Именно биксенон способен в значительной степени улучшить световые характеристики автомобиля. В среднем, качественный биксенон отличается возможностью 3-х кратного увеличения потока света.
Световые приборы, в которых главным элементом является биксенон устанавливают в головную оптику машины. Яркий, чистый биксенон помогает улучшить видимость в темное время суток. Это повышает уровень комфорта машины. Биксенон имеет характеристику света — насыщенность свечения или, так называемую, цветовую температуру, от теплого желтого 3000К (Кельвинов) до яркого голубого 6000К и выбирается в индивидуальном порядке, в зависимости от пожеланий. Для автомобильных лампочек, в основе которых лежит биксенон, используется в основном цоколь типа Н и НВ. Для того чтобы лампочки отвечали заявленным характеристикам и назначению, важно чтобы биксенон отвечал требованиям и стандартам качества.
Стандартный комплект лампочек би-ксенон включают две лампы биксенон для дальнего и ближнего света, а также мощный блок для розжига и провод подключения.
Светодиодное световое оборудование
Первоначально светодиодные модели автоламп применялись исключительно в верхних стоп-сигналах и задних фарах. Первыми испробовали светодиодные автолампы разработчики компании Audi, представив на рынке автомобиль A8 W12 в 2004 году. Теперь светодиодные лампы повсеместно используются в автомобильной осветительной технике.
Хорошо зарекомендовали себя лампы philips. К достоинствам LED ламп philips можно отнести:
-
- Устойчивость к механическим повреждениям;
- Виброустойчивость;
- Долговечность использования;
- Экономия использования энергии;
- Чистая, высокая яркость светового потока;
- Экологичность.
- Замена классических ламп на светодиодные автолампы не требует дополнительного оборудования или затрат, необходимо подобрать лампу, соответствующую типу гнезда на автомобиле.
Применение светодиодов в автомобилестроении
1. Светодиодные лампы для автосалона
Для багажника, салона машины, бардачка или номерных знаков, в качестве приборов освещения используют лампы philips с цоколем «SV8,5» и маркировкой 3175/C5W/C10W. Для штурманского освещения применяют тип «T10». Стандартные модели имеют габариты 31, 36, 39 и 42 мм в длину, и негабаритные размеры в ширину. Выбирая наиболее оптимальные светодиодные лампы, главное вымерять внимательно длину самого осветительного прибора и ширину канавки светодиода для установки. Также на современном рынке представлено комплекты матриц с нестандартными габаритами, для сверхяркого освещения.
Нередко светодиодные лампы применяют для подсветки салонов, заднем плафоне на пассажирском сидении, или для багажника. К особенностям конструкции можно отнести тот факт, что сама матрица монтируется к классическому типу «Festoon», поэтому процесс установки светодиодных ламп в салоне автомобиля не составляет особого труда.
2. Светодиодные лампы для передних габаритов
Для передних габаритных автоламп типа W5W применяют светодиодные бесконтактные лампы, которые имеют в начале маркировки стандарт – « T10», или цоколь с маркировкой BA9S. Так как передние габариты располагаются поблизости с лампами головного света. Поэтому светодиодные лампы часто подвержены нагреванию, поэтому кристаллы светодиода способны это выдержать, это приводит к поломке. Конструкция светодиодных ламп имеет специальную защиту от перегрева, для этого многие современные модели ламп оборудуют стабилизатором тока, для предотвращения увеличения уровня потока энергии, если повышается градус температуры. Специальные светодиодные лампы со встроенными автоматами намного дороже, но при этом долговечнее.
3. Светодиоды для стоп-сигналов и задних габаритов
Во многих современных автомобилях разработаны совмещенные светодиодные лампы габариты и одновременно стоп сигналы. Для этого обязательными являются 2-х контактные светодиодные лампы, со стандартным цоколем. В классических моделях устанавливаются на стоп сигналах 1-о контактная лампа с цоколем.
«Японцы», а также многие «американцы» используют в качестве стоп сигнала и габаритных огней бесконтактные светодиодные лампы, чаще всего (W21W и W21/5W).
4. Светодиодные лампочки для заднего хода
Наиболее распространенными получили светодиодные лампочки с цоколем BA15S одноконтактного типа. На задний ход рекомендуется применять не направленный тип ламп, а рассеивающие лампочки, чтобы избежать слепящего света.
5. Светодиодные лампы для поворотников
В качестве электроламп указателей поворотов, нужных для передних и задних фонарей, используют лампы типа P21W, одноконтактные с цоколем BA15S. Прозрачная оптика предусматривает необходимость установить одноконтактные лампы с желтым стеклом, с маркировкой цоколя BAU15S, BAY15D, для поворотных устройств применяют светодиодные лампы WY5W (T10).
Выбор автомобильных ламп напрямую зависит от потребностей водителя, назначения установки лампы и финансовых возможностей.